1. Область применения
Настоящее положение о проведении специальной оценки условий труда (далее — Положение) является локальным нормативным актом ООО «СИНЕРДЖИ БИЗНЕС СОЛЮШЕНЗ» (далее — ООО «СИНЕРДЖИ БИЗНЕС СОЛЮШЕНЗ» или Компания).
В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса на директора ООО «СИНЕРДЖИ БИЗНЕС СОЛЮШЕНЗ» возлагается обязанность проводить специальную оценку условий труда в соответствии с порядком, установленным Правительством.

2. Нормативные ссылки
Нормативной основой для проведения специальной оценки условий труда являются:
— Трудовой кодекс;
— Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
—  Приказ Минтруда от 21.11.2023 № 817н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».

3. Порядок подготовки к проведению специальной оценки условий труда
3.1. Специальная оценка условий труда проводится совместно членами комиссии по проведению специальной оценки условий труда Компании и специализированной организацией.
При осуществлении отбора и заключения гражданско-правового договора со специализированной организацией, проводящей специальную оценку условий труда, директор организует проверку специализированной организации на соответствие следующим требованиям:
— указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности «проведение специальной оценки условий труда»;
— наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — «общая гигиена», «гигиена труда», «санитарно-гигиенические лабораторные исследования»;
— наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
3.2. Для организации и проведения специальной оценки условий труда директором приказом о проведении специальной оценки условий трудаобразуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее — комиссия), число членов которой должно быть нечетным.
3.3. Члены комиссии до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда составляют перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда, который утверждает председатель комиссии по проведению специальной оценки условий труда.
3.4. Члены комиссии до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда совместно с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, составляют график проведения специальной оценки условий труда, который утверждает председатель комиссии по проведению специальной оценки условий труда.
3.5. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана сообщить работодателю (или уполномоченному лицу) идентификационный номер, присвоенный в автоматическом режиме Федеральной государственной информационной системой учета результатов проведения специальной оценки условий труда в порядке, установленном Федеральным законом № 426-ФЗ, до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда.

4. Сроки проведения специальной оценки условий труда
4.1. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Федеральным законом № 426-ФЗ. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда в порядке, установленном Федеральным законом № 426-ФЗ.
4.2. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев со дня наступления следующих случаев:
— ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
— изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников.
4.3. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления следующих случаев:
— получение генеральным директором предписания государственного инспектора о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований Федерального закона № 426-ФЗ или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ;
— изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
— изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
— произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.
4.4. При изменениях в штатном расписании (переименование должности, переименование структурного подразделения) приказом генерального директора создается комиссия для принятия решения о необходимости проведения (непроведения) внеплановой специальной оценки условий труда. После рассмотрения изменений в штатном расписании и определения необходимости проведения внеплановой специальной оценки условий труда комиссия представляет генеральному директору письменное решение о необходимости проведения (непроведения) внеплановой специальной оценки условий труда с обоснованием выводов.

5. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
5.1. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией по проведению специальной оценки условий труда.
5.2. При осуществлении на рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов учитываются:
— производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых в случаях, установленных законодательством РФ, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников;
— результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
— случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов;
— предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
— результаты, полученные при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда;
— результаты, полученные при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
5.3. В случае если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.
5.4. В случае если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов.
5.5. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:
— рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
— рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
— рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

6. Декларирование условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
6.1. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее — декларация) оформляется в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
6.2. Декларация подписывается генеральным директором и заверяется печатью и подается работодателем по форме согласно приложению № 1 в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (далее — государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации) по месту своего нахождения либо нахождения своего филиала или представительства лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.
6.3. Декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью генерального директора, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
6.4. Декларация подается в срок не позднее 30 рабочих дней со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6991; 2021, № 1, ст. 42), на рабочих местах, в отношении которых подается декларация с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
6.5. В случае подачи декларации в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, признанного таковым в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в декларацию включаются сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному рабочему месту.

7. Классификация условий труда
7.1. Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
Оптимальными условиями труда (1-й класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.
Допустимыми условиями труда (2-й класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Вредными условиями труда (3-й класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:
— подкласс 3.1 (вредные условия труда 1-й степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
— подкласс 3.2 (вредные условия труда 2-й степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет);
— подкласс 3.3 (вредные условия труда 3-й степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
— подкласс 3.4 (вредные условия труда 4-й степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
Опасными условиями труда (4-й класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
7.2. В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой.

8. Результаты проведения специальной оценки условий труда
8.1. Результаты проведения специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета, который включает в себя:
— сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;
— перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
— карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
— протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
— протоколы оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);
— протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений (при наличии такого решения);
— сводную ведомость специальной оценки условий труда;
— перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;
— заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда;
— замечания и возражения работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленные в письменном виде (при наличии).
Отчет о проведении специальной оценки условий труда должен содержать идентификационный номер, указанный в пункте 3.5 настоящей процедуры.
8.2. Отчет составляется организацией, проводящей специальную оценку условий труда, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.
8.3. Директор (или уполномоченное им лицо) в течение трех дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении специальной оценки условий труда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
8.4. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении передает в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, предусмотренные Федеральным законом № 426-ФЗ.
8.5. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, в течение трех рабочих дней со дня внесения в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда сведений обязана уведомить работодателя об этом на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов.
8.6. После получения результатов проведения специальной оценки условий труда издается приказ о завершении проведения специальной оценки условий труда, в котором подводятся итоги проведения специальной оценки условий труда и назначаются ответственные за ознакомление работников с их условиями труда.
Ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах осуществляется под подпись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке.
8.7. Вновь принятым работникам ознакомление с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах организует лицо, ответственное за проведение вводного инструктажа по охране труда, в процессе проведения вводного инструктажа по охране труда.
8.8. Директор (или уполномоченное им лицо) с учетом требований законодательства РФ о персональных данных и законодательства РФ о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
8.9. Директор (или уполномоченное им лицо) вправе требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, подтверждения внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда.
8.10. Директор (или уполномоченное им лицо) обязан рассмотреть замечания и возражения работника относительно результатов специальной оценки условий труда, представленные в письменном виде, и принять решение о проведении в случае необходимости внеплановой специальной оценки условий труда.
8.11. Работник вправе представлять генеральному директору (или уполномоченному им лицу), организации, проводящей специальную оценку условий труда, в письменном виде замечания и возражения относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте.