Блог

Бумажная или электронная: каких ошибок стоит избегать при работе с трудовыми книжками

Две не всегда лучше, чем одна

Осенью 2021 года выпускница одного из университетов успешно трудоустроилась на первое место работы. Работодатель оформил сразу две трудовые книжки - бумажную и электронную. Правомерно ли это? К сожалению, нет. Начиная с января 2021 года, для лиц, которые впервые устраиваются на работу, заводится и ведется только электронная трудовая книжка. Именно так работодателю стоило поступить, чтобы при последующем трудоустройстве не возникало вопросов относительно действительности представленной работником трудовой книжки и необходимости ее заполнения.

Восполнимая утрата

Кандидат при трудоустройстве обнаружил, что его бумажная трудовая книжка утеряна. Что же делать? Можно обратиться к предыдущему работодателю, который в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления, должен выдать дубликат документа. При этом, если желания обращаться к прежнему работодателю или возможности для получения дубликата нет, новый работодатель обязан оформить новую трудовую книжку на основании письменного заявления работника с указанием причины отсутствия документа. К заявлению необходимо (при наличии возможности) приложить документы о прошлых периодах работы или заверенные копии приказов о приеме на работу и увольнении.

На этом этапе может возникнуть новый вопрос – а как подтвердить прошлые периоды работы? Есть несколько вариантов разрешения ситуации:

1) можно запросить у бывших работодателей справки о стаже;

2) в случае, если компания-работодатель ликвидирована или признана банкротом, запросить в Социальном фонде сведения о трудовой деятельности, которые содержатся в индивидуальном лицевом счете;

3) обратиться в государственный Архив по месту регистрации бывших работодателей, затем обратиться в Социальный фонд и подать заявление об установлении периода работы, и уже после всех этих действий обратиться к работодателю за дубликатом трудовой книжки.

Кроме того, можно получить выписку из электронной трудовой книжки на Госуслугах, где с 1 января 2020 года отражаются данные о трудовом стаже всех официально трудоустроенных пользователей. Однако, из выписки можно будет узнать должности и места работы человека, только в указанный период, более ранние сведения будут представлены в сокращенном виде.

Цифровой аналог

Что делать если работник потерял трудовую книжку до 2020 года, и нигде нет информации о поданном им заявлении о способе ведения трудовой книжки в бумажном или электронном формате? В таком случае работодатель обязан оформить дубликат трудовой книжки, и уже после этого внести сведения о заявлении работника о переходе на электронную трудовую книжку.

Кроме озвученных выше случаев дубликат трудовой книжки также может быть выдан, если в ней имеется запись об увольнении или переводе на другую работу, признанная недействительной, трудовая книжка пришла в негодность (порвана, обгорела, испачкана) или работодатель утратил трудовые книжки в результате чрезвычайной ситуации.

Трудовая книжка – это персональный документ, и контроль её наличия в бумажном или электронном виде, безусловно, зона ответственности кандидата. Но при этом не стоит думать, что «один в поле воин» - грамотно составленное заявление и четкое понимание собственных прав могут помочь избежать затруднений при трудоустройстве в будущем, что сделает сотрудничество работодателя и нового сотрудника более эффективным и продуктивным с самого начала трудовых отношений.