Блог

Дайджест новостей от Lanta Talent Solutions за октябрь

В 2025 г. в связи с проводимой государством реформой претерпит значительные преобразования система налогообложения. Кого коснутся изменения:

·бизнеса, применяющего общую систему налогообложения (ОСНО)

·бизнеса с упрощенной системой налогообложения (УСН)

·физических лиц.

Поправки в Налоговый кодекс внесены Федеральными законами:

·№176-ФЗ от 12.07.2024 года

·№ 259-ФЗ от 08.08.2024 года.

Что изменится?

1.Налог на прибыль

Все компании

Общепринятая ставка по налогу на прибыль повысится с 20% до 25%.

Изменения коснулись ставки налога, зачисляемой в федеральный бюджет: она увеличится с 3% до 8%, а ставка налога, зачисляемого в региональный бюджет, не корректируется и остается в размере 17% до 2030 года.

Аккредитованные ИТ-компании

Для ИТ-компаний, которые имеют аккредитацию, налог на прибыль в федеральный бюджет составит 5%. Указанная ставка будет действовать до 2030 года. Ранее в период с 2022 по 2024 года ставка была равна 0%. При этом, ставка, зачисляемая в региональный бюджет, сохранится на уровне 0%.

Малые технологические компании

В 2025-2030 годах для российских организаций, включенных в реестр малых технологических компаний (согласно Федеральному закону от 04.08.2023 г. №478-ФЗ «О развитии технологических компаний в РФ), законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ.

2.Упрощенная система налогообложения (УСН)

·Новые лимиты по УСН с 1 января 2025 года составят:

- максимальный порог доходов за 9 месяцев для перехода на УСН - 337,5 миллионов рублей, текущий лимит - 112,5 миллионов рублей (п.2 ст.346.12 Налогового кодекса РФ);

- средняя численность работников - 130 человек, текущий лимит - 100 человек, (пп.15 п.3 ст.346.12 Налогового кодекса РФ);



- остаточная стоимость основных средств по данным бухгалтерского учета - 200 миллионов рублей, текущий лимит - 150 миллионов рублей (п.3 ст.346.12 Налогового кодекса РФ);

- предельный лимит годового дохода - 450 миллионов рублей, текущий лимит - 200 миллионов рублей (п.4.1 ст.346.13 Налогового кодекса РФ).

Все указанные величины, кроме численности, подлежат годовой индексации.

Коэффициент-дефлятор

Коэффициент - дефлятор будет применяться к доходам того года, на который он установлен. Например, при переходе на УСН с 2026 года доход за 9 месяцев 2025 года нужно будет умножать на коэффициент - дефлятор 2025 года. В данный момент используется коэффициент-дефлятор, установленный на год, с которого планируется перейти на УСН.

Переходный режим УСН

Отменяется «переходный режим УСН», действовавший с 2021 года, вместе с повышенными ставками налога 8% и 20% (п.1.1 и п.2.1 ст.346.20 Налогового кодекса РФ). Таким образом произойдет возврат к базовым ставкам 6% и 15%, которые действовали до 2021 г., и никак не зависели от величины полученного налогоплательщиком дохода.

3. УСН и НДС

В 2025 году налогоплательщики на УСН, признаются плательщиками НДС. Ранее, согласно ст.346.11 Налогового кодекса РФ, организации, применяющие УСН, НЕ признавались налогоплательщиками НДС. Согласно поправкам в Налоговый кодекс РФ данное правило упраздняется.

При этом, если за предшествующий налоговый период сумма доходов не превысила 60 миллионов рублей, либо бизнес переходит на УСН в том же году, когда планируется применение освобождения («новички»), налогоплательщики автоматически освобождаются от обязанностей налогоплательщика НДС на основании ст.145 Налогового кодекса РФ (абз.3 п.1 ст.145 Налогового кодекса РФ).

Если в течение календарного года лимит в 60 миллионов рублей превышен, право на освобождение от НДС утрачивается с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором имело место такое превышение (абз.3 п.5 ст.145 Налогового кодекса РФ).

Право выбора ставки НДС

Налогоплательщикам УСН (с доходом более 60 миллионов рублей) дается право выбора ставки НДС:

1.Применение общего порядка исчисления и уплаты НДС (ставки 20% / 10%) с правом применения вычетов по входящему НДС (ст.171,172 Налогового кодекса РФ);

2.Применение пониженных «упрощенных» ставок по НДС на основании п.8 ст.164 Налогового кодекса РФ:

-в размере 5% (доходы до 250 миллионов рублей)

-в размере 7% (доходы до 450 миллионов рублей)

Новшества по НДС

·БЕЗ права на налоговые вычеты по НДС: входящий НДС будет включаться в состав расходов, если УСН с объектом "доходы минус расходы".

·Ставка 0% применяется только при ведении внешнеэкономической деятельности (экспорт, международные перевозки и др.). Нельзя выставить счет-фактуру со ставкой 20%, если налогоплательщик применяет ставку 5% или 7%.

·Величины размера доходов (250 миллионов рублей и 450 миллионов рублей) будут индексировать на коэффициент - дефлятор, установленный на следующий календарный год.

·При превышении 250 миллионов рублей ставка 7% применяется, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем превышения (пп.1 п.8 ст.164 Налогового кодекса РФ).

·При превышении 450 миллионов рублей право на применение 7% утрачивается с 1-го числа месяца, в котором это произошло и применяется ставка 20% /10%.

·Таким образом, ставки 5% или 7% применяются БЕЗ заявления.

3.НДФЛ

Прогрессивная шкала НДФЛ

С 1 января 2025 г. устанавливаются следующие ставки по НДФЛ:

«Пятиступенчатая» прогрессивная шкала ставок НДФЛ (от 13% до 22%) с годовым доходом (п.1 ст.224 Налогового кодекса РФ):

1 ступень: ниже 2,4 миллионов рублей - 13%;

2 ступень: от 2,4 до 5 миллионов рублей в год - 15%;

3 ступень: от 5 до 20 миллионов рублей в год - 18%;

4 ступень: от 20 до 50 миллионов рублей - 20%;

5 ступень: свыше 50 миллионов рублей - 22%.

Выбор ставки зависит от следующих факторов (ст.224 Налогового кодекса РФ):

1)вида дохода;

2)величины налоговой базы (суммы налоговых баз);

3)наличия статуса налогового резидента РФ.

В основную налоговую базу по НДФЛ входят, например, такие доходы физлица - резидента РФ, как:

- заработная плата, премии, отпускные, больничные и иные выплаты в рамках трудовых отношений;

- вознаграждения за выполненные работы, оказанные услуги по ГПД.

Совокупная налоговая база по НДФЛ рассчитывается на дату фактического получения дохода нарастающим итогом с начала года.

Если налоговая база не превышает 2,4 миллионов рублей, то налог рассчитывается по ставке 13%. Налог с части суммы свыше 2,4 миллионов рублей рассчитывается по ставке 15%.

Размеры ставки зависят от величины совокупной налоговой базы. При расчете основной налоговой базы применяются налоговые вычеты (п.3 ст.210, п.1 ст.224, п.3 ст. 226 Налогового кодекса РФ).

Специальные прогрессивные ставки НДФЛ: 13% и 15%

НДФЛ для отдельных доходов резидентов (п. 1.1 ст. 224 Налогового кодекса РФ), в налоговую базу включаются:

ü доход в виде стоимости имущества, полученного в порядке дарения (кроме ценных бумаг). Исключение - подарок является частью оплаты труда (например, когда работник был таким образом премирован за высокие производственные показатели);

ü доход от долевого участия (в том числе в виде дивидендов);

ü доход по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами.

ü доход от реализации долей участия в уставном капитале российских организаций, акций, облигаций и инвестиционных паев (п.п. 17.2 и 17.2-1 ст.217 Налогового кодекса РФ).

Что важно знать?

Изменения в налоговом законодательстве, касающиеся прогрессивного налога на доходы физических лиц вызывают множество вопросов у работодателей относительно правильного начисления налогов для своих сотрудников.

Работодателям необходимо разобраться с механизмом расчета налога. Как правильно учитывать различные вычеты и льготы, которые могут повлиять на итоговую сумму налога? Это требует дополнительной подготовки и понимания новых правил.

Равно как бизнесу необходимо детально разобраться с изменениями в расчете и уплате налога на прибыль, НДС, УСН.

В связи с тем, что изменения в Налоговый кодекс РФ еще не вступили в силу, а правоприменительная практика на текущую дату не сформирована, отсутствие понимания новых норм и правил может привести к ошибкам в начислениях у бизнеса, и, как следствие, к применению санкций со стороны налоговых органов. Бизнесу важно внимательно отслеживать изменения в законодательстве и быть готовыми адаптироваться к новым требованиям, чтобы избежать неприятностей.