Блог

Синдром самозванца. Как с ним работать и не бояться разговора о повышении?

Синдром самозванца – не исключение из правил, а довольно частое явление, которое создает массу препятствий на пути к повышению в найме или созданию собственного бизнеса. Что лежит в его основе и как сделать так, чтобы от него избавиться и получить заветный оффер или открыть своё дело?

Понятие и черты

Если вы регулярно или постоянно ощущаете, что что-то не так делаете в вашей работе или занижаете свои навыки, компетенции и результаты, даже если всё выполнено идеально, а также замечаете отстраненность коллег, которые «не так смотрят» или не с подходящим тоном с вами общаются – это верные признаки синдрома самозванца.

К ним также можно отнести обесценивание результатов своей работы на всех этапах её выполнения и обнуление похвалы, длительная прокрастинация, а затем молниеносное выполнение всех поставленных задач в сжатые сроки, потребность быть лучшим, особенным, победителем и стремление выполнить работу безупречно, не взирая на обстоятельства и ограничения, которые могут сыграть решающую роль.

Результат проявления всех этих симптомов неутешителен — профессиональное выгорание и окончательная потеря веры в собственные силы и способности, когда положительные отклики окружающих и коллег уже не смогут перевести обладателя синдрома из лиги неудачников в лигу победителей.

Важно также отметить, что удаленная работа может способствовать развитию кризиса для обладателя синдрома самозванца, когда в отсутствии возможности личного общения и «сверки часов» сотрудник остается один на один со своей потребностью в одобрении и мыслями о «великом заговоре» тех, кто не замечает и не ценит его талант.

Как начать разговор о повышении?

Диалог с руководителем – это всегда страшно, потому что есть стереотип, что начальник, узнав о желании расти, решит, что можно увеличить нагрузку и будет наблюдать за результатами без участия в процессе их достижения. Справиться с новым объемом работ не получится и придётся увольняться «с позором» вместо того, чтобы расти и добиться изначально поставленной цели.

Чтобы избежать подобной ситуации, не нужно начинать разговор «в лоб», нужно говорить о том, как вы доверяете своему руководителю, как вам важны его поддержка, заинтересованность, подтверждение уровня компетентности и перспектив с его стороны и его рекомендации, как можно эти перспективы реализовать на практике.

Как бороться с синдромом самозванца?

1. Отделить эмоции от фактов. Фокус на фактах поможет управлять аргументами в разговоре с начальством, показать лидерство и обосновать свою позицию в разговоре «почему я».

2. Рассказать об эмоциях. Эмоции не нужно игнорировать, ими можно делиться и получать обратную связь от руководителя, главное - всегда помнить о своей конечной цели и не переборщить.

3. Собрать доказательства. Если что-то не получилось, нужно говорить о причинах неудачи, но не принижая свои достижения, несмотря на то, что они пока недостаточны для финального результата.

4. Работать с мыслями. Когда случается ошибка, не фокусироваться на негативе, а признавать её и разбираться с причинами, почему вы её совершили, а также постараться сделать лучше в следующий раз, признавая, что всё было хорошо, но ещё есть над чем работать.

5. Поделиться с наставником. Если получится обсудить ситуацию с наставником, это отличная возможность поработать со своим состоянием и отношением к ситуации. Возможно, он поделится историей ошибок ваших коллег и это поможет научиться не повторять их в будущем.

6. Хвалить и мотивировать. Несмотря на неоднозначность мнений об эффективности этого подхода, никто не мешает вам завести список достижений и периодически к нему возвращаться, чтобы поддерживать самооценку и вспоминать о своем успешном опыте.

С синдромом самозванца можно столкнуться на любом этапе карьеры и если кажется, что пока ничего из его признаков вам не близко, это не значит, что всё навечно останется без изменений. Но, зная симптомы и инструменты влияния на их проявление, можно управлять своей карьерой и, применяя их, продвинуться горизонтально или вертикально или открыть свой собственный бизнес.