Блог

Совместно с компанией Слёрм рассказываем, что такое мониторинг

Мониторинг в самом широком смысле, прозрачность и наблюдаемость бизнеса — это технически совершенный Титаник, который на полном ходу разбивается об айсберг человеческого фактора.

Как выглядит этот человеческий фактор? Представьте себе лодку, где сидит 10 сильных гребцов, и все они мощно, прикладывая максимальные усилия, гребут вразнобой. В лучшем случае лодка просто плывет кое-как. В худшем случае кто-то уже получил веслом соседа по голове, а лодка вот-вот перевернется.

Чтобы этого не происходило, нужно задать общий ритм. Общий ритм в нашем случае — это диалог и взаимопонимание. Когда вся компания, от генерального директора до рядового разработчика, понимает, зачем нужен мониторинг, как он приносит прибыль, как он помогает решать рабочие задачи

Нужен ли мониторинг именно мне?

Главный критерий: я (как компания) мыслю в категориях денег и метрик. Я знаю, сколько стоит час простоя моего приложения, или планирую это выяснить. Я подсчитываю расходы и доходы экспериментов: сколько денег потрачено, сколько заработано. Я провожу разные тесты: на сколько вырастут продажи рубашек, если на фото темный фон поменять на светлый?

И конечно, у меня должен быть внутренний или внешний IT-продукт: сайт, приложение, LMS, CRM, еще какой-нибудь важный внутренний сервис.

Мониторинг — доходная или расходная статья?

Даже зачаточный мониторинг стоит денег. Представьте, что команда разработки во главе с техдиром приходит к генеральному директору и сообщает, что 20% времени потратит на систему мониторинга. Директор видит только выброшенные 20% ФОТ очень дорогой команды.

Что происходит на самом деле: мы начинаем уменьшать убытки и растить выручку.

Сколько стоит час простоя вашего приложения? Что происходит, если в вашем интернет-магазине не подгружаются картинки? Что, если отвалился эквайринг? Как изменение дизайна влияет на метрики? Как изменение рекомендаций влияет на выручку?

Вот доклад от сотрудника booking.com про систему рекомендаций, где все процессы построены вокруг мониторинга. Доклад рассказан простым языком и длится меньше 30 минут.

Мониторинг решает или создает проблемы?

Мониторинг вскрывает существующие проблемы. Поэтому есть иллюзия, что «нет мониторинга — нет проблем». Конечно, они есть, просто пока бизнес не видит, сколько денег потерял или упустил, он не будет ни требовать решения, ни выделять на него деньги.

Можно ли купить мониторинг?

Можно ли купить навык вождения машины? Можно купить машину с автоматом, чтобы не осваивать ручку. Можно заплатить за курсы экстремального вождения. Но навык предстоит вырабатывать самому.

Так же и с мониторингом: отдельные элементы купить можно и нужно, но чтобы извлекать больше пользы, предстоит взрастить этот навык, эту культуру внутри компании.

К счастью, мы живем в мире, где чужая экспертиза доступна за небольшие деньги или вообще бесплатно. Например, мы запустили площадку, где эксперты разных компаний делятся своими идеями и кейсами по мониторингу. Следить за нами можно на ютубе, а чтобы выступить, достаточно написать мне в telegram: @askobin

Меня зовут Антон Скобин, я — коммерческий директор компании Слёрм, которая занимается дообучением девопспов и разработчиков разным технологиям и подходам: Kubernetes, Kafka, Terraform и десятки других технологий, SRE, архитектура приложений.

Всегда рад поговорить про партнерство, разные бесплатные образовательные проекты, корпоративное обучение и просто познакомиться.